В этой заметке я расскажу, как последний раз ездил в Литву, купил машину, что отбить расходы, про особенности поездки в страну и менталитет литовцев. Давно это было, но тема по прежнему актуальна, как было и раньше, в эту страну едут за самыми дешевыми машинами с мутной историей.
В середине 90-х в очередной раз случилось так, что у меня не было ни работы, ни денег, ни перспективы. Надо было что-то придумать: жена, дети маленькие, хозяйство. Ничего не шло в голову.
Открываю письменный стол, а там лежит приглашение-вызов в Литву, утвержденное в посольстве. Приятель пригласил за дешевым авто, я про него напрочь забыл, звали его Эриком (условно). Так началась история, которой посвящена статья далее.
Как купить машину в Литве
Давно наши литовские братья занимались доходным автобизнесом, на котором сидели целые городки. У меня был кореш, у которого была своя квартира, где регулярно бывали его бывшие армейские сослуживцы литовцы и их знакомые.
Он пускал к себе всех и денег не брал, потому как это мерзкий материализм. Литовцы что-то привозили в Москву на продажу, что-то покупали для перепродажи. Они приезжали на машинах, продавали их здесь и уезжали на поезде.
Для въезда на территорию Литвы требовалась виза, которая выдавалась на основе приглашения, современная шенгенская. Способов ее получить масса, самый простой: если нет знакомых европейцев, обратиться в структуру, которая организует поездки за автомобилями в Прибалтику, они все сделают за приемлемую цену – вам не надо будет этим заморачиваться.
Возят в Литву на огромный авторынок подержанных машин в Гарюнае под Вильнюсом. Я на него никогда не ездил, но цены на нем относительно остальных по стране самые высокие. За “подешевле” надо ехать в глубь республики.
Моя история поездки за машиной в Литву
Я поехал и занял у тещи штуку баксов – тогда это была нормальная сумма. Вариантов нет: думаю, поеду куплю машину, пригоню, быстренько толкану, а потом всё будет хорошо – идеальный бизнес-план для тех лет.
Еду я в Радвилишкис, городок под Шауляем, прямых поездов нет, покупаю билет Москва-Гудогай. Гудогай – это Белорусско-Литовский железнодорожный переход. Там выходишь и пересаживаешься на электричку до Вильнюса.
Сидя в ней, проходишь паспортный контроль белорусов, погранцы и таможенники досматривают, электричка трогается, доезжает до Шумскаса – это уже Литва, там досмотр литовских погранцов и таможни.
Дальше на электричке до Вильнюса, пересадка на Шауляйскую электричку до Радвилишкиса, все просто – начало 90-х, языкового барьера нет – еще несколько лет назад жили в одной стране, по-русски говорят все.
Гудогай, переход Литовско - Белорусский границы
Проснулся рано утром на границе, пересаживаюсь в электричку, сижу, никого не трогаю, подходят погранцы, предъявляю документы к осмотру.
– На выход, – говорят.
– Чо такое?, – спрашиваю я.
– Виза у вас просрочена.
Посмотрел – точно, на один день я опоздал. Электричка ушла без меня, я – к пограничникам: “Помогите, братцы”. Они в ответ пожали плечами и пошли к себе. Пошел в буфет, пью кофе, подают за российские рубли и белорусские зайчики (на белорусских купюрах были зайцы изображены), думаю, что делать, не назад же ехать… А, была не была, где наша не пропадала!
Подошел к таксисту, говорю: “Мне в Литву надо” –," Надо, так надо, сделаем и поехал, за 15 американских рублей". Садимся в такси: я, таксист и невесть откуда взявшийся дедок, проехали минут 15. Таксист высадил меня с дедом в лесу, забрал деньги, пожелал удачи и уехал.
Была сухая весна, пошли, дедок повел меня вдоль железной дороги почти по путям. Утро, туман, птицы поют, чувствую, что-то не то.
– А чего мы на виду идем?, – спрашиваю.
– Сухо. В лесу мАкро, – отвечает старый хрен с полесским выговором.
Машины из Литвы
По моему настоянию отходим в сторону от железной дороги, движемся в сторону границы, идем минут пятнадцать. Смотрю – у железки на опушке стоит патруль Литовских погранцов, рядом с ними пара таких же, как мы, задержаны за незаконное пересечение государственной границы, тогда это еще никто всерьез не воспринимал.
Старый хрен меня прямиком на них вел – деньги отберут, вали домой, а то арестуют и посадят. Рожа у меня суровая, на шее цепь золотая с палец толщиной, хрен затосковал и стал божиться, что никакого умысла у него нет.
Его дело маленькое, людей туда-сюда водить. Я сделал вид, что поверил. Довел он меня до автобусной остановки под местечком Шумскас. Я эту табличку 20 минут рассматривал, нервничал. Дошло, что погорячился, но не обратно же идти.
Подошли местные крестьяне, балакают на смеси русско-литовской, во всяком случае я их понимаю. Может, за счет мата, матерные слова перемешиваются с их “курва”. Подъехал автобус, я сел, в нем контролер тетка. Дал ей пять баксов, меньше не было. Она, ни слова не говоря, дала сдачу литами, дело было до евро. Доехали до Вильнюсского вокзала.
Все, можно расслабиться. Пошел в обменник, тогда у них и у нас они на каждом шагу были. Плотно перекусил – люблю я их цеппелины (это отварные картофельные пирожки с мясной начинкой).
До Радвилишкиса доехал без приключений. На вокзале взял такси и приехал к Эрику в гараж, типичный советский. Надо сказать, весь городок занимался автобизнесом, привезенные авто кормили всех.
Одни привозят фуры с европейскими развалюхами, другие из двух-трех машин собирали одну, третьи – красили, четвертые – скупали “Жигули”, пятые – элита, гоняли машины в Москву и продавали на Люберецком авторынке. Он по сей день работает, красивый стал, цивильный.
Будучи в Литве пятый или шестой раз, я в дорогу затарился спиртным, через границу пер две бутылки по 0.75 литра “Столичной”, она там ценилась. Вся страна сидела на дешевом польском пойле отвратительного качества.
Литовцы ребята экономные, но пьют много, главное – чтоб без ущерба для семьи, а здоровья у них хватает. Самогонку гнать у них не принято, может, я просто не сталкивался
Увидев меня, я почти всех знал по Москве, работу свернули и занялись “Столичной”. Сначала пили по-литовски: один налил себе – выпил, передал другому, тот налил – выпил, и так по кругу. Я говорю, так мы до утра не управимся, давай по-русски. Они согласились. Потом пошли в корчму, кабак по-местному.
Надо сказать, что в Литве, хоть она всегда была русофобской, и последние "лесные братья” вышли из леса в конце 80-х, не были приняты дискриминационные законы к русским и русскоязычным проживающим на ее территории. Все жители получили полноценное гражданство без всяких условий.
Следующий день – 9 мая – праздник, проведенный в Литве запомнился мне навсегда, если не интересно, пропустите следующую главу. Я ее написал, чтоб лучше понимать отношение к русским. Здесь я ни разу не сталкивался с негативным отношением к себе и России в моем лице, в отличии от Эстонии и Латвии, но об этом отдельно.
9 мая в Радвилишкисе
На улице с утра полно полиции, очень много красных флагов. Эрик мне объяснил, что часть стариков города воевали в Красной Армии, а другая – это литовский легион, эсэсовцы, лесные братья, оуновцы, армия Крайовы и прочая сволочь. Начало 90-х – ветеранам 70-75 лет, бодрые дедки.
Каждая сторона встречается с утра в своих корчмах. Потом идут на демонстрацию к Ратуше. Я, конечно, сразу выразил желание посмотреть и поддержать наших. Эрик дипломатично меня отговаривал, но по городу меня сопроводил.
В обед к центру городка потянулись с двух противоположных сторон две колонны. Я шел рядом с дедами в красноармейских пилотках, фуражках, настоящих гимнастерках с орденами и медалями, вышли на центральную площадь.
Там уже стояли хрычи-эсэсовцы в немецкой, польской, литовской форме и фуражках. Эрик отволок меня в сторону. Площадь была перекрыта сотрудниками полиции в касках и со щитами.
Старые красноармейцы пытались прорвать полицейское оцепление, чтоб набить легионерам рыло. Понятное желание – первый раз в жизни видел живых фашистов, реальных эсэсовцев, охранников концлагерей, палачей, власовцев и лесных братьев-душегубов
В воздухе, густом от ненависти, летали камни, костыли и бутылки. Полиция никого не вязала, только вытесняла с площади. Все девятое май так и прошло в стычках ветеранов. Если бы не полиция, наверняка было бы несколько десятков трупов – накал ненависти зашкаливал с обеих сторон.
Покупка машины на авторынке в Шауляе и отъезд в Россию
На следующий день поехали с Эриком на Шяуляйский авторынок. Он существует и сегодня, побродив и поискав что подешевле, взяли “ВАЗ 2101”, красно-малиновый, за 400 долларов. Оформил по загранпаспорту, сразу получил транзитные номера. Процедура оформления стандартная, без проблем.
Дальше надо было действовать по плану “А”: выехать из страны на этой машине на законных основаниях, хотя Эрик предлагал пересечь границу с Белоруссией лесными тропами, но это было не решение вопроса.
Российский паспорт был у меня с собой, утром пошел в полицию и написал заявление, что у меня украли сумку с документами. Мурыжили целый день, вызов-приглашение мое сверили – действительно есть. Если я на территории Литвы задержался, у меня есть неделя, чтобы покинуть страну.
Все законно – не придерешься. Единой компьютерной базы не было, составили протокол на двух языках. Хорошо, что почти все полицейские учились в СССР, писали и говорили по-русски свободно.
Дали бумагу, с ней я поехал в наше посольство в Вильнюсе. Прекрасно, что гражданский паспорт был со мной, все оформили за два дня. В противном случае ждать бы пришлось месяц, но тогда бы я и не влезал в эту тему.
На будущее: берите с собой в загранку российский паспорт, заныкайте его подальше, с паспортом в посольстве к вам другое отношение, внимательное и чуткое. Пока ждал два дня документы, произошло одно событие, серьезно омрачившее мою поездку.
Был у кого-то из гаражной компании день рождения. Я почти не пил – все чужое, не расслабишься. Все надрались, а меня попросили проставиться, я съездил, еще купил. Компания быстро догналась.
Под конец, когда уже все стали расходиться, молодой парень Кястас (имя изменено) берет полную, 0.5 литра, бутылку польской бормотухи, выливает ее в пивную кружку и выпивает на спор, не отрываясь. Выпил и не поморщился.
Мы все вместе пошли по домам, его проводили до крыльца. Утром я уехал в Вильнюс за документами, в посольстве получил свидетельство об утере загранпаспорта со всеми печатями о въезде в страну и правом на выезд, за пять минут – порядок.
Вернулся, а мне с ходу говорят, что Кястас ночью умер. Рассказали, что он вошел в дом, упал в прихожей и вырубился. Утром мать нашла его уже холодным, вот такая нелепая смерть.
Дома в литовской глубинке и в нашей – небо и земля. У них почти у все дома кирпичные двухэтажные, по 200-300 квадратных метров, хотя уже тогда многие отключали в домах центральное отопление – очень дорого, нашего газа уже не было. За свое проживание я дал Эрику 100 долларов, очень хорошо для того времени.
На следующий день я поехал домой, пристроился в хвост к перегонщику, профи, Арунасу. Ехали без остановок, я за ним еле поспевал, отдыхали только на границах. До дома доехали без приключений, только у меня генератор на ходу отвалился. Спасибо, Арунас-мастер его как-то палкой подпер, до Москвы доехал, даже работал.
На границе из Литвы выпустили без проблем, в Белоруссии погранцы долго смотрели на мою бумагу, куда-то звонили, чесали репу. Очень помог мой гражданский паспорт. В России пустили без проблем
В Москве я толкнул машину с транзитными номерами на Люберецком рынке по доверенности за 1500 грина за пару часов. За машиной на продажу сам больше не поехал, рассказал знакомым, как купить машину в Литве, и дал координаты для помощи. Сам начал бизнес на Солнцевском авторынке, но это уже другая история.
МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ПОЕЗДКИ В ЛИТВУ И ПОКУПКИ АВТОМОБИЛЯ
Поездкой я остался доволен. Я люблю дорогу, мелькание лиц и событий, как первый опыт автопутешествий, все сложилось удачно. Наши сограждане сначала очень боятся языкового барьера, но там его не было и сейчас нет – недавно ездил, все почти так же.
Уже тогда мы, русские, для молодых литовцев, не знающих языка, были богатые иностранцы, перед которыми они гнулись, чтоб получить чаевые. Добавлю немного про менталитет моих корешей, как ремарку к особенностям национального характера. Те, с кем я общался, обычные нормальные люди, далекие от уголовщины, конечно, очень экономные, но это у всех прибалтов.
Арунас, с которым я гнал машину, стал бомбить в Москве, то есть таксовать, возить людей, тогда не было мобильных приложений, а мобильники размером с блок сигарет носили бандиты и крутые бизнесмены на веревочке через плечо, и стоили они очень дорого. Кому нужна была машина – поднимали руку у дороги.
особенности характера литовцев
Литовцы приедут, месячишко “побомбят”, машину продадут и – домой. Штукарь баксов за месяц на бомбежке делали (пахали по ночам, конечно, расценки были высокие). Так вот Арунас бомбил-таксовал.
Как-то повез из кабака пьяную бабу ночью, проводил ее до лифта и…тут его бес попутал – в момент закрывания двери вырвал из рук сумочку, выскочил из подъезда, побежал не в ту сторону – опыта грабежа еще нет, но хочется – сориентировался, вернулся, а машину его поджали, не может он уехать, а бросить жалко, бродил кругами до рассвета – вроде тихо.
Машина освободилась, подошел к ней, и тут его повязали. С дамской сумочкой в руках – чистая 161 статья, часть 1 Уголовного Кодекса РФ. С 2011 кодекс стал намного мягче, а тогда мог легко года три получить, в сумке были грязные колготки и пара тысяч рублей.
Знаю подробности, потому что он связался со мной из КПЗ. Я вызвал его родителей, они приехали, выложили адвокату 3000 долларов, он деньги отработал
Арунас получил реальный срок – год, главное – не на кого обижаться. Отсидел от звонка до звонка, по просьбе его родителей я его встретил и отправил домой. Эрик, фантазер, замутил бизнес на велосипедах.
Брал на прокат в Литве небольшой грузовик, ехал в страну Евросоюза и крал на улице велосипеды. Немцы-лохи бросали их где попало – только кража, никакого грабежа. Складывал их в грузовик, возвращался домой, очень выгодно продавал.
Когда он попался, его выдворили из Германии, лишили права въезда в Евросоюз на пять лет, в общем, ничего страшного. В Россию путь ему, почему-то был тоже заказан – опасался ареста, полагаю, не без оснований.
Эрик поехал в США и стал там мутить доходный велобизнес по знакомой схеме, почему-то он считал, что когда его возьмут за жопу, как в Европе, то пожурят и отправят домой за казенный счет. Ошибся – посадили на 12 лет, людям свойственно ошибаться. Он сначала мне звонил иногда из тюрьмы, жаловался, потом перестал – привык, наверно.
СОВЕТЫ ПО ПОКУПКЕ МАШИНЫ
Решив поехать в Литву за машиной, надо понимать, что вы однозначно возьмете помойку на колесах. Она, конечно, до дома доедет, может, даже год покатается, но делают их литовцы на продажу. Внешне все блестит, внутри – гниль. По принципу: с глаз долой, из сердца вон.
Конечно, возьмете очень, подчеркиваю, очень дешево. Но у нас езда на иностранных номерах без постановки на учет запрещена, а чтоб зарегистрировать транспортное средство, ввезенное из-за границы, предварительно надо растаможить, что по стоимости сопоставимо с ценой купленной машины. Задумайтесь об этом и не гонитесь за дешевизной.
Я ездил еще пару раз за иномарками лично для себя, об этом будет отдельная статья, все купленные машины были помойки, которые мне подбирали знакомые литовцы по сходной цене, от которых с трудом избавлялся.
В дальнейшем брал только новые машины дома. Не надо покупать машины в Литве – лучше у нас, сегодня можно на том же Люберецком рынке быстро найти аппарат на любой вкус и кошелек и поехать на нем покататься по Литве, это гораздо интереснее и увлекательнее.
Если не разбираетесь в машинах – не беда, у нас сейчас полно коммерческих структур, которые подберут за небольшую плату подержанный автомобиль достойного качества, на мой взгляд каждый должен заниматься своим делом, особенно в наше время, когда машины подорожали почти в два раза с ними, если что, можно и посудиться. Но до этого не дойдет, работают очень качественно.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
Вот такая история со мной произошла. Теперь вы знаете, как купить авто в Литве, я постарался описать все возможные проблемы, которые могут поджидать вас на этом пути. Надеюсь, мой опыт поможет вам не нарваться на неприятности.
Запомните мои советы, если соберетесь ехать в другую страну за автомобилем. Держитесь уверенно и не давайте себя развести, нечестных людей в любой стране хватает.
Если есть вопросы – пишите, не стесняйтесь. Перенося мысли в эпистолярный жанр, вы убегаете от болезни Альцгеймера, то есть от слабоумия. Так что делитесь своим опытом, задавайте вопросы. Здоровья вам и побольше денег, без них плохо. До встречи.
Оставить комментарий